Введение в анализ, синтез и моделирование систем



              

Система и управление - часть 8


  1. Выделение основных факторов системы.
  2. Определение в выделенных факторах целевых факторов.
  3. Определение факторов, которые могут влиять на целевые факторы.
  4. Определение факторов, которые могут объяснять развитие системы, и их группировка в кластеры факторов (как правило, это иерархическая система, на нижнем уровне которой находятся наиболее элементарные, на следующем, - интегральные от них и т.д.).
  5. Выделение в кластере группы интегральных факторов и характеризующих их показателей, которые могут быть информативными (поясняющими тенденции развития системы), и их детализация, формализация, математизация.
  6. Определение связей между кластерами.
  7. Определение связей и характера (например, положительный, отрицательный) и силы взаимовлияний внутри кластеров.
  8. Проверка адекватности когнитивной схемы, т.е. сопоставление полученных результатов с логико-историческими проявлениями системы.
  9. Корректировка, уточнение схемы.

Эта процедура лежит в основе системно-когнитивной концепции, на основе которой пытаются адекватно, структурированно, с помощью простых базовых когнитивных операций и, по возможности, формально, математически отразить и автоматизировать сущность процесса познания человеком, например, процессов вербализации, синтаксического синтеза, семантического анализа, макетирования, виртуализации и др.

К базовым когнитивным операциям (процедурам) можно отнести (см. также системные процедуры, упомянутые в лекции 1):

  1. восприятие, регистрация свойства, отношения, объекта, процесса, системы;
  2. присвоение уникального имени свойству, отношению, объекту, процессу, системе;
  3. шкалирование и кластеризация, классификация;
  4. обобщение;
  5. сравнение;
  6. идентификация, узнавание объекта по его проявлениям;
  7. морфологический анализ (например, связей элементов);
  8. синтаксический анализ (например, атрибутов элементов и классов);
  9. семантический анализ (например, связей классов);
  10. верификация, сопоставление с опытом и заключение об обучении;
  11. планирование эксперимента;
  12. принятие решения.



Содержание  Назад  Вперед