Основы объектно-ориентированного программирования



              

Образцы проектов (design patterns) - часть 2


В определенном смысле, образцы, разработанные за последние несколько лет, являются лишь очередными дополнениями к набору стандартных приемов, используемых специалистами по разработке ПО. При таком понимании новым вкладом в ОО-технологию следует считать не идею образца, а сами предлагаемые образцы.

Обстоятельное рассмотрение проблемы образцов показывает, что эта точка зрения оказывается излишне ограниченной (См. "Программы с дырами", лекция 14). По-видимому, само понятие образца является действительно новым вкладом, даже если это еще не вполне осознанно. Но требуется дополнительная работа над образцами, чтобы выйти за пределы их чисто педагогической ценности. Удачный образец не может быть представлен лишь некоторым текстовым описанием - это должен быть компонент ПО или набор таких компонентов. На первый взгляд такая цель может представляться довольно отдаленной, поскольку многие из образцов являются настолько универсальными и абстрактными, что кажется невозможным реализовать их в виде программных модулей.

Но использование ОО-технологии обеспечивает радикальный вклад - она позволяет создавать повторно используемые модули, обладающие способностью изменяться. Они не будут "замороженными" элементами, а служат общими схемами, образцами, - здесь действительно уместен термин образец в полном смысле этого слова, они могут быть адаптированы к различным конкретным ситуациям. Это новое понятие мы называем классом, определяющим поведение (behavior class) (более образным является термин программы с дырами (programs with holes)). Это понятие, основанное на понятии отложенного (абстрактного) класса (deferred class), будет рассмотрено в последующих лекциях. Объединяя его с идей о группе компонентов, предназначенных для совместного функционирования - часто называемых каркасами (frameworks) или просто библиотеками - получаем замечательное средство, сочетающее повторное использование и способность к адаптации.




Содержание  Назад  Вперед