Основы объектно-ориентированного программирования

         

Роль развернутых типов


Почему нам нужны развернутые типы? Они играют три важные роли:

  • улучшают эффективность;
  • обеспечивают лучшее моделирование;
  • поддерживают базисные типы в унифицированной ОО-системе типов.

Первое применение наиболее очевидно: без развернутых типов каждый раз необходимо использовать ссылки для описания составных объектов. Это означало бы при каждом обращении к подобъекту выполнения операции, называемой "разыменование" (dereferencing), что влекло бы к временным потерям. Помимо этого, есть и потери в памяти, поскольку нужно отводить память не только объектам, но и самим ссылкам.

Аргумент производительности, однако, не является ключевым. ОО-конструирование ПО зачастую рассматривается как моделирование. Для отражения реальности необходимо моделировать объект как составной, а не как объект со ссылками. Это концептуальная проблема, а не проблема реализации.

Рассмотрим два объявления атрибутов:

D1. ref: S D2. exp: expanded S

Объявления появляются в классе C, предполагается также, что S это ссылочный класс. Объявление D1 отражает тот факт, что каждый экземпляр класса C "знает о" существовании некоторого экземпляра S (если только ref не является void). Объявление D2 более требовательное: оно устанавливает тот факт, что каждый экземпляр класса C"содержит" экземпляр S. Даже если не думать о проблемах реализации, следует понимать, что речь идет о двух разных отношениях.

Отношение "содержит", поддерживаемое развернутыми типами, не допускает никакого разделения встроенного объекта, в то время как отношение "знает о" допускает несколько ссылок, присоединенных к объекту.

Вот пример объявления класса:

class WORKSTATION feature k: expanded KEYBOARD c: expanded CPU m: expanded MONITOR n: NETWORK ... end

Рабочая станция имеет клавиатуру, ЦПУ, монитор и подключена к сети. Клавиатура, ЦПУ и монитор являются частью данного компьютера и не могут разделяться двумя или несколькими рабочими станциями. Однако несколько рабочих станций подключены к одной и той же сети.
Эти особенности проявляются в определении класса, использующем развернутые типы для первых трех атрибутов и ссылочный тип для атрибута "сеть".


Рис. 8.20.  Отношения между объектами: «знает о» и «содержит»

Итак, концепция развернутого типа, появившаяся вначале как техника уровня реализации, фактически помогла описать некоторые из отношений, используемых при информационном моделировании. Отношение "содержит" и обратное к нему отношение "быть частью" являются центральными при построении моделей внешних систем; они появляются в методах анализа и при моделировании баз данных.

Третье важное приложение развернутых типов фактически является частным случаем второго. В предыдущей лекции подчеркивалась желательность унифицированной системы типов, включающей как встроенные, так и пользовательские типы. Пример REAL использовался, чтобы показать, как с помощью инфиксных и префиксных компонентов можно промоделировать понятие вещественного числа как класса. То же самое нетрудно проделать и для других базисных типов: BOOLEAN, CHARACTER, INTEGER, DOUBLE. Но проблема все же остается. Если классы рассматривать как ссылочные, то сущности базисных типов, такие как

r: REAL

будут в период выполнения ссылками на возможные объекты, содержащие значение (в данном случае REAL). Это неприемлемо: чтобы соответствовать общей практике программирования значение должно быть не ссылкой, а самим вещественным числом. Решение проблемы немедленно следует из обсуждения - класс REAL следует объявить как развернутый. Его объявление должно быть таким:

expanded class REAL feature ... Объявления компонент такие же как и ранее ... end

Все другие базисные типы объявляются подобным образом как развернутые.


Содержание раздела